В библиотечной жизни давно поселились такие иностранные слова-понятия, как библиовендинг, коворкинг, флешмоб, смартмоб, квест, мастер-класс, грант, проект и т.д.
Но как же всё-таки все эти формы работы применяются в нашей библиотечной работе и насколько их приходится адаптировать к нашей среде?
И тут на первый взгляд простое (прочитал, изучил, применил)превращается в сложное искусство применить европейский, да и вообще, мировой опыт в украинских библиотеках.
Читая современные женские журналы, первым делом интересуюсь рубрикой «Дети», как маме восьмилетнего мальчишки и, собственно говоря, заведующей детской библиотекой, весьма и весьма полезно и познавательно. В одном из номеров прошлого года была опубликована интересная статья «Мамы мира» о важности совместного времяпровождения ребёнка и матери. Конечно, для меня не стало открытием, что наши украинские мамы в четыре раза меньше проводят времени со своим чадом, в сравнении с европейскими и американскими родителями. И это при том, что в Украине не работающих мам 27%, а 37% работают неполный день или во фрилансе. Допустим, в США такую «роскошь» себе позволяют только:11 % не работать и 21% – по свободному графику.
Спросите сами себя”Хорошо ли я знаю своего ребёнка?”Легко проверить задай себе ряд простых вопросов…Если ему исполнилось семь,то Вы точно должны знать:
*Любимый цвет ребёнка (если он пока явно не отдаёт предпочтение какому либо из цветов,присмотрись к рисункам).
*Какое мороженое любит.
*Как звать его лучшего друга.
*Знает ли чем овца от барана отличается(Уверены?)
А был ли ребёнок у Вас на работе,знает ли он,как Вы зарабатываете ему на чипсы,гаджеты,модную одежду и т.д.?!!!Нет.А это зря.
В любом случае всё можно исправить:поговорить провести вместе время..
Однако, удивило другое: ремарка о проведении мастер-классов и квестов в европейской библиотеке преподносилось, как что-то необыкновенное.
И опять вопрос-ответ!
Что делать в таких случаях, когда для наших детских библиотек мастер-класс, квест и другие интересные формы работы часто применяемая практика ,но об этом не знает, ну назовём это так, определённая группа людей?!
Обижаться? Громко кричать, размахивая руками, чтобы привлечь больше к себе внимание?!Увеличить количество мастер-классов, квестов и тогда…?И тогда есть огромная вероятность, что количество проводимых занятий резко упадёт. Ведь каждое такое мероприятие требует тщательной организации: от выбора интересной темы до книжной выставки или экспозиции. Главная цель любого библиотечного мероприятия заинтересовать читателя, чтобы он пользовался ,представленными библиотекой ресурсами: книгами абонемента и читального зала, бесплатный интернет, коворкинговой зоной, студиями-кружками и т.д.
Поэтому следует проанализировать сложившеюся ситуацию и действовать, например, реклама и партнёрство. И тут начинается самое интересное!
Разработка любого проекта состоит:20%-творчество,а остальное пиар и коммуникации.
Библиовендинг! Его смысл заключается в умении продать свой товар ,в нашем случае, услуги. Вендинг-от английского слова, торговать и оказывать услуги с помощью автоматизированных систем. Некоторые смогут усомниться или даже возразить, что не стоит путать понятия торговли и воспитания детей. Но библиовендинг неотъемлемая часть роботы европейских библиотек. Значит, пришло время поговорить об адаптации этого понятия в нашей профессии.
Поиск партнёров, реклама, качественное и содержательное ведение библиотечного блога, интересные и познавательные мероприятия- будем считать это нашим продуктом.Т.е. какие то
Общие черты в вендинге всё-таки присутствуют! Конечная цель библиовендинга-чтение и интеллектуальное развитие у детей.
Интересоваться новыми формами работы и внедрять их в жизнь просто необходимо. Конечно, насколько нам позволяют средства и компетенция. Приведу простой ,но наглядный пример: несколько польских библиотек уже переняли, на мой взгляд, необычную форму работы для детей. Внимание! Дети читают собакам! Не надо думать, что животных притаскивают с улицы или любой может сделать своего домашнего питомца «слушателем»-это собаки из школы повадырей для слабовидящих или не зрячих людей.
В интернете на одном из одесских форумов я обсудила эту тему и, надо сказать, участники с сарказмом отнеслись к такой форме работы. Кто-то поинтересовался: «Почему собакам, а не обезьянам или кошкам?»; кто-то даже захотел провести эксперимент: «Интересно будет ли морская свинка слушать чтение моей десятилетней дочери?». Да уж, наш читатель готов не ко всем нестандартным решениям!
Ради справедливости, надо заметить, что тема оказалась довольно интересной для аудитории и разделила её на две части. Одна часть категорически против, другая – не против, но утверждает, что одесские дети и родители не готовы к таким новшествам. Я лично отношусь ко второй части аудитории!
Умному человеку не стоит долго объяснять почему дети читают именно собакам, а не обезьянам или кошкам. С помощью такой программы европейцы воспитывают у детей любовь к животным. И согласитесь, люди за границей более гуманны к флоре и фауне.
Кстати, если говорить об европейском опыте, внедрённом в наших украинских темах- вспомним о клубнике!!! О клубнике, выращенной в библиотеке…Я слышала о библиотеке, которая выращивает эту ягоду прямо на крыше. Во Львовской области библиотека привлекла мецената для клубничной теплички, а в Чернигове обошлись своими силами и выращивают землянику прямо на подоконнике читального зала.
Нет! Мы не путаем огород с библиотекой –мы создаём новый проект. Лично в своей библиотеке уже осенью я планирую запустить новый проект «Огородники». Самое простое выращивать укроп и зелёный лук.
Как я к нему готовлюсь.
Для начала изучила иностранный опыт. Побеседовала с детьми и родителями, определив насколько это актуально для населения. Провела ревизию активов для реализации идеи. И ,наконец, очертила конечную цель.
Главное правильно спланировать занятие: в занимательной и доступной форме предоставить информацию, учитывая книжный фонд библиотеки и её возможности. Ведь один из приоритетов проекта «Огородники», как и любого другого библиотечного проекта, представить читателю литературу по данной теме. А уже дополнительные бонусы: дети приучаются к ответственности-зелень надо поливать в определённое время; у детей воспитывается организованность-надо прийти на занятия пунктуально, знать свои обязанности, вести тетрадь с записями, и ещё одно, формируется понимание о сельском и аграрном хозяйстве.
А теперь о том, как не хочется, чтобы многофункциональность библиотеки, её способность и желание развиваться становились адвокацией, тем более сейчас, когда мы работаем в условиях децентрализации.
И опять на собственном примере. Расскажу о нашем проекте «Читальный зал под открытым небом», существующий уже три месяца и отлично зарекомендовавший себя среди наших читателей. Это что-то среднее между, уже распространённым понятием,open-air и мобильной библиотекой.
Подробнее читайте в рубрике “Читальный зал под открытым небом”.Кстати,в начале сентября мы снова пригласим вас на мероприятие в рамках этого проекта “Книжная терраса”.
Open-air (что означает «на свежем воздухе»),обычное явление в фестивалях, потом присоединились украинские музеи, а потом и театры внедрили эту форму в своё творчество. Херсонский театр сделал зрителей «Лісовой пісні» учасниками постановки. Действие розвернулось в самом настоящем лесу,а зрители,без стульев и посадочних мест,расположились перед озером-центром «сцены».
Ещё задолго до этой премьеры детские библиотеки взяли эстафету и понесли open-air в массы. Тёплое время года очень удобно собирать детей во дворе возле библиотеки, где больше возможностей для подвижных игр и присоединиться может любой желающий, даже просто мимо проходящий –и детям нравится и хорошая реклама.
Если сопоставить с европейскими библиотеками, то примерно половина их снабжена постоянными читальными залами на свежем воздухе. Объясню, что они собой представляют в нескольких словах. Если кого-то заинтересует подробнее, в интернете есть несколько фильмов о работе европейских библиотек.
Есть читальные залы в виде террасы, просто навес возле библиотеки, где среди мебели расположено большое количество вазонов с различными цветами. Читальный зал-кафе: со столиками, с безалкогольными напитками, стоянкой для велосипедов и уголком для малышей.
А как вам нравится «книжный домик» прямо в парке. Причём возле книг не сидит библиотекарь, который отвечает за сохранность книг. Книги из библиотеки приносят в «домик» рано утром и только поздно вечером уносят в первоначальное место пребывания. Весь день книги предоставлены в распоряжение посетителей парка. Книгу можно почитать в парке, а потом вернуть литературу на место, но и есть и другой вариант- вы берёте читать домой, но взамен кладёте другую. Буккроссинг! И какой у вас возникает первый вопрос?! Правильно .А если украдут?!!!
Кстати,мне очень хочется провести эксперимент в ближайшем парке,но самостоятельно мне не справиться приглашаю волонтёров!
Кстати,мы провели опрос в Фейсбуке:”Возможно ли реализовать идею парковой библиотеки в нашем городе”?Опрос проводился в группе “Моя Одесская” “Творческая Одесса”.Я хочу повторить опрос в группе”Одесская мама”-присоединяйтесь и высказывайте своё мнение.
Однако не надо думать, что буккроссинг не доступная для нас форма работы с книгами и населением. Буккроссинг развивается довольно динамично, правда, приобретая свои формы и идеи. С каждым годом всё больше волонтёров помогают развитию данной программы. В конце концов, Украина европейская страна и европейские формы вполне могут себя здесь чувствовать, как рыба в воде!!!
И, наконец, о мобильной библиотеке.
В европейских странах обычная практика перевозка детей на школьных автобусах. Так вот пока детки едут в школу или со школы, в автобусе работает полноценная библиотека с выставками, рекламой книг и громким чтением. Мобильная библиотека помогает рационально использовать время!
А теперь вернёмся к нашей разработке- «Читальный зал под открытым небом»…
Нам удалось соединить интеллектуальное и творческое развитие детей любого возраста, мы помогаем детям расширять кругозор в активно-интересной для участников форме. Пока мы проводим мероприятия в пределах детской площадки возле библиотеки, но в следующем месяце мы станем ещё ближе к читателю и ещё доступнее!
Как прошло мероприятие смотрите в рубрике “Читальный зал под открытым небом”в разделе “Библиотечный пикник”!!!